Правда о трагедии Абхазии

Дата: 26/01/2006
Автор: Лорик Маршания


(««См.Начало)

Несколько слов о так называемом "присоединении Абхазии к России".

История однозначно констатирует: Абхазия никогда самостоятельно и официально не входила в состав России; в 1910 г. она лишь находилась под ее покровительством.

Общеизвестно, что внешние и внутренние политические осложнения определили в конце XVIII века стремление правящих кругов Грузии к союзу с могущественной единоверной Россией, а интересы последней на Кавказе все четче проявлялись в противоборстве с Турцией и Ираном. В 1783 г. между Россией и Восточной Грузией был заключен Георгиевский трактат, по условиям которого Российская империя брала под покровительство Картл-Кахетское царство. Однако, в 1801 году она нарушила условия трактата, аннексировав это царство; затем постепенно присоединила к себе всю Западную Грузию, в том числе Абхазию, упразднив тем самым более чем двухтысячелетнюю грузинскую государственность. В 1805 году князья Самурзакано (Абхазия), признавая себя подданными мегрельского князя, изъявили желание вместе с ним принять и российское подданство. Так и произошло "присоединение Абхазии к России". Позднее были упразднены Имеретинское царство, все владетельные княжества, превращенные в административные единицы Российской империи, причем Абхазия (Сухумский округ) вошла в состав Кутаисской губернии.

С началом аннексии Грузии в 1801 году усугубляются и сепаратистские тенденции. Исходя из собственных интересов и возможностей, Россия исподволь подчиняет себе грузинские царства и княжества. Стараясь искоренить сами наименования "Грузия", "Абхазия", самодержавие создает Тифлисскую и Кутаисскую губернии и "Сухумский военный отдел", который с 1883 года становится упомянутым выше "Сухумским округом", подчиненным кутаисскому губернатору.

После упразднения автокефалии грузинской церкви (1811 г.) начинается процесс обрусения и церкви абхазской. Предпринимается попытка перевода богослужения с грузинского на славянский, налицо также стремление внедрить в качестве антагониста грузинскому - абхазское (апсуа) самосознание. Против этой тенденции активно выступала передовая абхазская общественность, стараясь убедить российских чиновников, что Абхазия исторически, по своей культуре, религии и т.д., есть неотъемлемая часть Грузии3. В 1870 году, в докладной записке депутатов абхазского и самурзаканского дворянства (Б. Эмхвари, М. Маршани, Т. Маргани, К. Инал-ипа) на имя председателя Тифлисского комитета по сословно-поземельным делам князя Святополка-Мирского особо подчеркивалось, что "издревле Абхазия составляла часть бывшего Грузинского царства..." В записке приводились факты, подтверждающие общность исторических судеб грузинского и абхазского народов, являющиеся, по словам авторов, "важными свидетелями принадлежности Абхазии к Грузии", и выражалась надежда, что они (абхазы) не будут "исключены из общей семьи грузинских народов, к которой искони принадлежали."4 В 1916 году Тбилиси посетила аб хазская делегация в составе князей М-Шервашидзе, М.Эмхвари, А.Инал-ипа, П.Анчабадзе и представителей крестьянства Б.Эзугбая и А.Чукбар. От имени абхазского народа они подали прошение по экономическому и культурному развитию края и поставили вопрос о преобразовании Сухумского округа в отдельную губернию. Если последнее невозможно, -заявляли делегаты, то ни в коем случае не присоединять его (Сухумский округ) к какой-либо другой губернии, кроме Кутаисской. Столь же настоятельным было требование депутации не отделять от экзархата Грузии Сухумскую эпархию, которая всегда являлась нераздельной частью грузинской церкви.

Именно в этот период отчетливо проявилась колониальная сущность политики царизма: махаджирству подверглись десятки тысяч абхазов, насильственно переселенных в Османскую империю. Однако с глубокой древности Абхазия непрестанно тяготела к политическому союзу с Грузией, и это диктовалось геополитическими условиями, интересами обоих народов. В союзе с Грузией Абхазия на протяжении веков сохраняла свое этно-историческое пространство, неповторимое лицо.

Абхазо-грузинские этнографические параллели восходят к седой старине, свидетельствуя о культурно-генетической неразделимости наших исторических судеб. Испокон веков связывают нас кровно-родственные, добрососедские, дружеские отношения. У абхазов и грузин, совместно проживающих в Абхазии, многие сотни лет, идентичны традиции, обычаи, быт и даже религия. Это предопределено тем, что свыше сорока процентов населения Абхазии составляют смешанные абхазо-грузинские семьи.

Вот что писал по данному поводу выдающийся сын Абхазии Д.И.Гулиа: "Под одним небом, на одной земле строили мы нашу культуру, вместе защищали нашу национальную сущность и нашу землю. Мало сказать, что мы братские народы. У нас одна психика, одни обычаи и обряды, одна психология. Вряд ли у грузина есть более близкий брат, чем абхаз. Абхаз в свою очередь может сказать про грузина то же самое. Это братство и сохранило нас. А кто старается его разрушить, "самому себе он враг".

Наши народы никогда не воевали друг против друга - если не считать отдельных клановых раздоров и стычек.
(Продолжение »»)
Страницы: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25
:. Реклама
.: ТОП Статьи
:. Реклама
  • .: Абхазия сегодня
    :. Реклама
    Rambler's Top100
    © Наша Абхазия