Путеводитель по городу Сухуму и Сухумскому Округу с историко-этнографическим очерком

Дата: 13/04/2008
Автор: Мачавариани


(««См.Начало)
драгоценностей, принадлежащихъ къ древнимъ культурнымъ народамъ, но набережная и эти постройки больше не дадутъ возможности археологамъ производить дальнейщiя изысканiя.
Во время владычества древнихъ историческихъ народовъ до покоренiя турками Восточнаго берега Чернаго моря (1578 г.), Сухумъ носилъ разновременно следующiя названiя:
ДЮСКУРIЯ, 2) СЕВАСТЪ, З) СЕВАСТОПОЛЬ, 4) САТИРОПОЛИСЪ, и 5) ЦХУМЪ.
Именно эти названiя и приводятся многими классическими писателями и новейшими изследователями Черноморскаго побережья.
Къ такимъ писателями и изслъдователямъ принадлежать:
Геродотъ, Страбонъ, Аррiанъ, Плинiй, Клавдiй Птоломей, Прокопъ—секретарь Велизарiя, Степанъ Византiйсшй, Никаноръ Александрiйскiй, Константин Пирыиродроный, Нейманъ, Нефшительскiй прсфессоръ Дюбуа-де Монперье, профессоръ Новороссiйскаго университета Брумъ. И. Шопенъ, баронъ Торнау, В. Чернявскiй и др.
Названiе Сухума взято изъ турецкаго лексикона: «Су» —значить вода, а «Хумь» - песокъ. Абхазцы же называютъ Сухумъ „Aкv". Надо полагать, это слово взято изъ Латинскаго слова „Адиа"—вода. Если бы наши администраторы, а въ особенности межевые чиновники сохраняли первоначальныя названiя городовъ, селъ рекъ, горъ и ущелiй и не коверкали бы ихъ на свой ладъ, то, безъ сомненiия, лингви сты нашли бы много—много интереснаго въ такихъ названiяхъ. Такiя коверканiя затемъ переходятъ и на составляемыя карты, а потому очень трудно разбираться въ нихъ.
Названiе ,,Дiоскурiя", въ переводе ,,Божiи источники", было дано Сухуму греками въ честь боговъ Дюскуровъ, покровителей всехъ мореплавателей. Относитель же Дюскуровъ легенда- гласить следующее: Юпитеръ, превратясь въ лебедя, посетилъ Леду, супругу царя Тиндаря, вслъдствiе этого посещенiя царица родила яйцо изъ котораго вышли близнеецы—Касторъ и Поллуксъ. Оба они были благодетельные генiи, которые призывались на помощь въ минуты смертельной опасности въ авю, преимущественно во время бури на море. Въ походе Аргонавтовъ (въ 1350 г. до Р. ХР.) во главе греческаго героя Язона, Дюскуры сами были въ числе ихъ и, какъ простые, делали ихъ труды и опасности.
Первая греческая колонiя, основанная на берегу Чернаго моря и производящая великiе торговые обороты на Кавказскомъ перешейке, была названа Дiоскурiей". Затемъ, после разрушенiя цветущаго города Милета персидскимъ царемъ Дарiемъ Гистаспомъ (въ 500 г. до Р. ХР.), Милезiйцы основали на этомъ берегу свои колонiи. Эти колонiи были въ Гаграхъ; Пицунде, Лыхнахъ Анаклiи (Нов. Афонъ) и Дiоснурiи.
Bместе съ темь существовало общераспространенное мненiе, что уже за долго до прибьгтiя Милезiйцевъ на этомъ месте Дюскурiйцы составляли туземное населенiе. Такъ или иначе, но Сухумъ можетъ гордиться своей древностью, судя по экспедицiи Аргонавтовъ, связанной съ именемъ Дюскуровъ.
На томъ же берегу чернаго моря, кой впоследствiи былъ занять генуэзцами и венецiанцами, а затемь разными черкесскими племенами, были и другiя греческiя колонiи, основанныя ,,Ахейцами-фитiотами" и ,,Ахейцами-Орхонтами". Орхонты поместились здесь после перваго Троянскаго прохода. Выше изложенное подтверждается Страбономъ, Дiоносiемъ Перiегетскимъ и безъименнымъ авторомъ. Это именно Ахейцы и основали города Питiи, или Питiусъ, нынешняя Пицунда; где теперь Пицундсюй монастырь.
Баронъ Усларъ, не отрицая существованiя древней Доiскурiи, говорить, что она лежала не тамъ, где теперь г. Сухумъ, а тамъ, гдъ мысъ Искурiя, въ 20 вер. отъ Сухума. Но Страбонъ, современникъ Августа и Тиверiя, живший между 66 г. до Р. ХР. и 24 г. после Р. ХР., вотъ что говорить: ....... потомъ следуютъ берега Генiоховъ, затемъ большой Питiусъ, на протяженiи 360 стадiи до самой Дюскурiи". Такъ какъ въ одной стадiи 85 саж., то протяженiе отъ Питiуса до Дюскурiи было 65,5 вер., каковое протяженiе совершенно верно согласуется съ существующимъ нынъ разстоянiемъ между Пицундой (Питiусъ) и Сухумомъ (Дiоскурiя). Мнение Страбона подтверждаютъ: Аррiанъ, Плинiй, Нейманъ, Дюбуа-де Монперье, профессоръ Брунъ и др.
Въ одномъ месте тотъ же баронъ Усларъ Дюскурiи отводитъ мъсто на дельтахъ реки Кодера, или у небольшаго залива мысса названной выше Искурiи. При кратковременномъ своемъ пребыванiи въ Сухуме Усларъ не могъ такъ близко ознакомиться съ условiями абхазскихъ рекъ и разно-образныхъ заливовъ у Черноморскаго побережья, чтобы такъ авторитетно решать вопросъ о няхожденiи Дiоскурiи на томъ или другомъ месте. Нндо видъть эти реки во очiю, начиная съ верховьевъ вплоть до самыхъ устьевъ, и тогда легко убъдиться, почему бешенныя абхазскiя реки такъ часто меняютъ свое русло, свои рукава. Река Кодоръ принадлежитъ къ чисто горнымъ рекамъ и для нея не существуетъ никакихъ преградъ: она то и дело мъняетъ свое русло, свои рукава.
Пространство между рукавами при впаденiи ея въ море на столько мало, что древняя многолюдная Дюскурiя ни въ какомъ случае не могла находиться въ дельтахъ этой реки. Наконецъ, не только для большихъ, но и для неболъшихъ парусныхъ судовъ устье реки Кодера редко бываетъ доступно. При полноводiи, что очень часто случается, эта река несетъ съ горъ съ шумомъ и ревомъ такiя бревна, даже целыя деревья съ корнями, которыя въ одинъ мигъ могутъ разнести всякое судно въ щепки.
Около Драндскаго монастыря (въ 17 вер. отъ Сухума) теперь протекаетъ Малый Кодоръ, а дальше—большой Кодоръ; но абхазцы утверждаютъ, что Малый Кодоръ прежде служилъ русломъ Большого Кодера, который потомъ нашелъ себъ другое русло. Следовательно, по всему бассейну реки Кодера не было такого места, где Дюскурiя могла считать себя безопасной и где
(Продолжение »»)
Страницы: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49
:. Реклама
.: ТОП Статьи
:. Реклама
  • .: Абхазия сегодня
    :. Реклама
    Rambler's Top100
    © Наша Абхазия