Путеводитель по городу Сухуму и Сухумскому Округу с историко-этнографическим очерком
Дата: 13/04/2008
Автор: Мачавариани
(««См.Начало)
крупная факторiя; набожные мореплаватели принесли храму въ даръ колоколъ, на которомъ, кромъ выкуплыхъ изображенiй святыхъ, была вылита и дага—МСССССХХVШ (1529 г.), Съ указанными народами, конечно, имели сношенiе горскiя племена, въ особенности Аланы и Черкессы, которые тяготели къ морскому берегу, куда доставляли сырыя произведенiя (кожи, воскъ, медъ, скотъ, рабовъ),. а съ берега получали соль, орудие и мануфактурныя произведенiя; но усиленное сношенiе съ этими торговыми людьми больше выпадало на долю абхазцевъ, занимавшихъ самую большую территорiю по Черноморскому побережью и по предгорьямъ и горамъ Кавказскаго хребта. Начальникъ абхазской береговой линiи генералъ Н. Н. Раевскiй въ своемъ описанiи восточнаго берега Чернаго моря говорить такъ: ,,прежде все пространство отъ р. Хамашъ, въ 6-ти морскихъ миляхъ отъ Сочи до Мингрелiи принадлежало князьямъ Шервашидзе, т. е. владътелямъ Абхазiи. г. Хамышъ— эта нынешняя Хоста. Съ 1390 года въ Пицунде вновь стали обитать абхазско-грузинскiе католикосы; этотъ монастырь прiобрелъ особенную известность и уваженiе среди окрестныхъ племенъ; власть католикоса распространялась не только на ближайшия епископiи, какъ Гагры, Сандрипшъ, Никопсiю, Дранды, Беддiю, но и на Сванетiю, имеретiю, Гурию и Мингрелио. Пицундскiй монастырь владелъ обширными поместьями, дарованными ему грузинскими и имеретинскими царями. Число крестьянъ, приписанныхъ къ монастырю, доходило до 4000 душъ. Въ Пицунде совершалось Муроваренiе для всего православнаго Закавказья, и только въ XVII в. Пицунда была предана полузабвенiю; однако грузинскiе католикосы разъ въ жизни совершали туда паломничество. Въ томь же 1390 году князь Вамехъ Дадiани, правитель Мингрелiи, предпринялъ походъ противъ Джиковъ и Аланъ. Походъ былъ удаченъ и Дадiани возвратился въ Хопи (Сел. Хопи—въ Мингрелiи—на Зугдидско-Новосенакскомъ шоссе.) съ богатыми трофеями. Онъ вернулся, какъ говорила надпись надъ портикомъ часовни, пристроенной имъ къ кафедральному собору въ Хопи, съ богатой добычей, пройдя победоносно по ущельямъ непрятельской страны и по труднымъ дорогамъ. Въ этой войне особенно пострадали Джикскiе (или Джикетскiе) князья. После 1424 года, когда царство грузинское было разделено царемъ Александромъ между его сыновьями, горцы стали волноваться, пока наконецъ, въ 1509 году, Джикетцы не предприняли опустошительнаго набега на Имеретию. Царевичъ Вахуштiй границей Джигитской земли назначаетъ между рекой Хосты и р. Бзыба и между моремъ и Главнымъ хребтомъ. Джики или джикетцы после ряда кровопролитныхъ сраженiй съ Гурiйцами и Мингрельцами, гдъ былъ убитъ Дадiани и много подручныхъ князей, возвращаясь съ богатой добычей, прошли черезъ Хокари, какъ тогда назывались Гагры. Генуэзецъ Георгiй Инмерiано, путешествовавш!й по Аб-хаз!и въ первой половинС XVI в., южную границу Джигетiи отодвигаетъ до Буксовой гавани Cavco di Buxo) т. е. до Бамбурскаго рейда, близь Гудауты. Съ 15 века уже на историческую арену выступаютъ турки и занимаютъ все Восточное побережье Чернаго моря, устраивая везде свои укрепленiя и помещая въ нихъ свои гарнизоны. Сухумъ позже падпалъ подъ ихъ влiянiе и заняли его въ 1578 году, укрепивъ старую Сухумскую крепость. Теперь пора указать на те черкесскiя племена, которыя имели сношенiе съ абхазцами. Греки, римляне, генуэзцы, венецiанцы, арабы сходятъ по немногу съ исторической арены, а потому мы будемъ иметь дъло съ турками, абхазцами и черкесами. Съ абхазцами надо связать и джикетцевъ, принадлежащихъ тоже къ абхазскому племени. Къ главнымъ черкесскимъ (Все черкесы причисляли себя къ племени „Адыге".) племенамъ принадлежали: Абадзехи, занимавшiе центральное положенiе по северному склону Кавказскаго хребта отъ истоковъ реки Белой до Шебша. Шапсуги—на западе отъ Абадзеховъ до реки Адагуша и Псезуапе—по обоимъ склонамъ хребта. Сначала они жили на берегу Чернаго м. Оть Анапы до р. Шахе и по низовой части закубанья, делясь на большихъ и малыхъ. Натухайцы —еще западнее въ треугольнике между Адагушамъ, Кубанью и моремъ. Убыхи—на южномъ склоне хребта противъ Абадзеховъ. Сначала они жили между реками Сочи и Псезуапе, а потомъ между Шахе и Мзымтой. Bcе эти племена назывались вольными черкесами. Затемъ шли мелкiя общества: Бжедухи— между абадзехами и средней Кубанью; Мохоши на лъвомъ берегу реки Лабы; Егерухоевцы—на низавьяхъ Лабы; Темиргоевцы—тоже на низовьяхъ Лабы; Бесленеевцы— на Большой Лабе. Далъе—Хакуцы, Кабардинцы—на Урупе, которые были поселены Ермоловымъ въ 1822 году. Кабарди днлились на Большую и Малую. Зависимые отъ княжескихъ родовъ. Башлибай—на верховье Урупа подъ властью князей Маршанiевыхъ; Кизильбскъ—между Большой и Малой Лабой— тоже подъ властью Маршанiевыхь; Лововъ аулъ—на Куме по правую сторону Кубани; Дударуковъ аулъ—на левомъ берегу реки Кубани противъ Баталпашинска. Приблизительно всехъ черкескихъ племенъ насчитывались съ лишнимъ 500т. душъ обоего пола. Горная полоса между покорнымъ карачаемъ на истокахъ Кубани и истоками Белой были заняты абадзинами разныхъ именованiй. Ногайцы, въ числе 12т. душъ занимали левый берегъ Кубани, а карачаевцы—въ числе 8т. душъ—верховья Кубани. Въ Сухумской крепости хотя и жилъ турецкiй паша, но онъ управлялъ краемъ номинально. Въ сущности же управляли народомъ члены фамилiи Шервашидзе, сделавшей въ своемъ родке власть эту наследственной еще при грузинскомъ царе Константине I (1293—1337 г.). До знакомства владетельными князьями Абхазiи изъ фамилiи Шервашидзе, мы познакомимъ читателей съ знаменитымъ турецкимъ путешественникомъ Эвлiя-Эфенди, который сопровождалъ (Гонiйскiй участокъ въ Батумской области—въ 25 вер. отъ. г. Батума.) Гонiйскаго начальника артиллерiи, прикомандированнаго
(Продолжение
»»)
|