Путеводитель по городу Сухуму и Сухумскому Округу с историко-этнографическим очерком

Дата: 13/04/2008
Автор: Мачавариани


(««См.Начало)
Юстинiана Великаго, подробныхъ й не имеется, но для насъ важно пребыванiе въ крае вышеупомянутыхъ апостоловъ и ихъ учениковъ. Правда, по¬борники христiанства претерпевали страшныя гоненiя и мученiя и даже тяжкую смерть, но эти мученики не унывали. Были моменты, когда казалось, что вотъ-вотъ христнство исчезнетъ въ этомъ край, но семена его снова выростали. Замечательно то, что на костяхъ мучениковъ воздвигилась здешнiе храмы, сохранившiеся по cie время.
Что Св. Iоанъ Злотоустъ былъ въ Абхазiи и посътиль Дшскурiи, въ томъ нетъ сомненiя, такъ какъ стража, вед¬шая его изъ Трапезунда, должна была сначала побывать въ Дюскурiи, а потомъ продолжать свой путь въ Пицундскiй монастырь—место назначенное для ссылки Великаго учите¬ля, но святителю не суждено было видеть это место: онъ умеръ на дороге. Утверждаютъ, что онъ умеръ въ г. Кома¬нь, въ 12 вер. отъ Сухума (въ горахъ Абхазш), где теперь Команскiй женскiй монастырь, но это едва ли возможно бы¬ло, такъ какъ стража вела Злотоуста все время по берегу моря. Скорее надо предположить, что святой отецъ скон¬чался тамъ, где теперь Лыхненская церковь, недалеко отъ м. Гудауты.
Надо указать еще на одно важное обстоятельство, имен¬но на то, что главный стражникъ, видевшiй смерть и воскре¬сенье Спасителя, Сотникъ Лонгинъ, будучи очевидцемъ землетрясенiя, солнечнаго затменiя, отверстыхъ гробовъ, уверовалъ во Христа и, несмотря на разные подкупы и казны со стороны Iудейскаго сонмища, принялъ крещенiе, отпра¬вился въ селенiе отца въ Каппадокiю, а оттуда проповедывалъ ученiе Христа по всему Понту, посещая и новообращенныхъ. Следовательно, можно сказать, Лонгинъ былъ первымъ Понтiйскимъ апостоломъ.
О христiанетве въ Абхазiи вотъ что говоритъ Прокопiй: съ техъ поръ, какъ царствуетъ Юстинiанъ Августъ, нравы абхазцевъ заметно смягчились съ принятiемъ ими христианства Юстинiанъ послалъ къ нимъ одного изъ своихъ евнуховъ Ефрата (по рожденiю абхазца) съ целью воспре¬щать князьямъ производить кастраты. Какъ мы сказали выше, Юстинiанъ воздвигъ храмъ Божiй во имя Богородицы въ Пицунде и назначиль имъ священниковъ для распространенiя христiанскаго ученiя. Этотъ храмъ долго игралъ ва¬жную роль не только въ исторiи религiи абхазцевъ, но и въ политической жизни края. Въ XI веке, въ царствованiе абхазско-имеретинскаго царя Давида Возобновителя, весь абхазскiй берегъ былъ покрыть торговыми городами и мона¬стырями, а прилегающiя горы-укрепленными замками и цер¬квами. Въ Пицундскомъ же храме абхазскiе католикосы име¬ли свои резиденцiи. Перечислимъ ихъ: 1) Малакiя I—1533 г., 2) Евдомонъ 11—1587 г., 3) Евфимiй..., 4) Малакiя II—1628 г., 5) Максимъ I—..., 6) Григорiй I—1631 г., 7) Захарiя— 1658 г., 8) Самсонъ—умеръ въ 1666 году, 9) Евдомонъ III— 1667 г., 10) Давидъ—1680 г., 11) Николай—1710 г., 12) Григорiй II—1731 г., 13) Герменъ—1742 г., 14] Николай II... 15) 1осифъ —1779 г. и 16) Максимъ II,—скончавшiqся въ Кiеве въ 1795 году.
Въ начале X века въ Абхазiи были епархiи въ следующихъ местахъ: 1) Гаграхъ, 2) Пицунде, 3) Соукъ-Су, 4) Анакопiи или Никопсiи (три), 5) Гуме, 6) въ Севастополе (Дiоскурiи) или Цхуме, 7) Дранде, 8) Илорахъ, 9, (Моквахъ, 10), Бедiи и въ другихъ местахъ.
Въ журнале министерства народнаго просвещенiя (1838 г. ч. 20 стр. 399—499)) описано путешествие профессора Нордмана по Закавказскому краю. Этимъ профессоромъ въ одной Абхазiи найдено 43 церкви. Прекрасныя описанiя о христiанскихъ пямятникахъ въ Абхазiи даютъ археологи Д.-Бакрадзе, архимандритъ Леонидъ, П. Iоеелiани и знамени¬тый путешественникъ Муравьевъ-апостолъ. Такiя описанiя встречаются въ книге Iерусалимскаго патрiарха Досифея (1650, 1660 и 1677 г.г.) и Селезнева, подъ заглавiемъ: природа и люди на Кавказе, а также и въ книге председательницы Московскаго археологическаго общества графини Уваровой. Знаменитый путешественникъ по Кавказу Нефшительскiй профессоръ Дюбуа де Монперьэ тоже описываетъ абхазскiя церкви.
При грузинской царице Тамаре въ Абхазiи также про¬цветало христiанство и она принимала все меры къ утвержденiи ихъ вере Христовой.
Съ паденiемь Пицундскаго монастыря христiанство какъ бы исчезаетъ въ Абхазiи. Тутъ и турки сильнее начинаютъ вести свою пропоганду; но, къ счастiю, христiанское богослуженiе и во время владычества этихъ турокъ не прекра¬щалось въ Лыхненскомъ, Миквинскомъ, Илорскомъ и Бедiйскомъ храмахъ и народъ все таки помнилъ и соблюдалъ многie христiанскiе праздники.
1831 году вновь была учреждена въ Абхазiи самосто¬ятельная епископская кафедра и тогдашними епископами бы¬ли: Германъ, Геронтiй и Александръ, но до 1850 года все таки христианство было въ самомъ шаткомъ положенiи не только въ Абхазiи, но и въ Самурзакани.
Наконецъ, настала лучшая эра не только для христiанъ Грузiи, но всего христiанскаго населенiя Кавказа. Это было при экзархе Грузiи митрополите Исидоре, впоследствiи переведенномъ въ С.-Петербурга. Какъ мы сказали выше объ этомъ, онъ былъ не только великимъ iepapxoмь но и великимъ адмнистраторомъ, не терпя въ церкви политики и не поддаваясь ни чьему внушенiю и влiянiя. Первое вниманiе великаго архипастыря было обращено на Самурзакань. Туда имъ былъ назначенъ миссiонеромъ протоiерей Д.Мачаварiани.
Съ появленiемъ генерала Геймана въ качестве началь¬ника Сухумскаго отдела, началось въ Абхазiи обращенiе туземцевъ въ православiе, при чемъ онъ упросилъ духовное начальство перевести названнаго миссiонера Мачаварiани въ Сухумъ на должность старшаго благочиннаго
(Продолжение »»)
Страницы: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49
:. Реклама
.: ТОП Статьи
:. Реклама
  • .: Абхазия сегодня
    :. Реклама
    Rambler's Top100
    © Наша Абхазия