Путеводитель по городу Сухуму и Сухумскому Округу с историко-этнографическим очерком

Дата: 13/04/2008
Автор: Мачавариани


(««См.Начало)
и площадей съ надписьями греческими, римскими, арабскими и турецкими. Въ восточной части храма сохра¬нился старинный колодецъ, въ которомъ чистая родниковая вода проведена не далеко, Богъ знаетъ, съ какихъ поръ. Дюбуа говорить, что Пицундскiй храмъ носить отпечатокъ благороднаго смешаннаго стиля. Стены сложены частью изъ кирпича, частью изъ камня. Съ 3-хъ сторонъ кирпичный сводъ его покоится на 3-хъ высокихъ фортахъ. Алтарь обрязуетъ прочное выдающееся полукруглыя на подобiе церкви св. Софiи въ Кiеве и церквей византiйскихъ; 2 хъ ярусный фортикъ пристроенъ къ трапезной части храма, двое малыхъ съ ней возведены по сторонамъ; сферическiй куполъ венчаетъ строй¬ное зданiе; 4-е большiя арки поддерживают куполъ. На горномъ месте видны остатки стенной живописи: Влахерская Богоматерь съ архангелами, 12 святителей окружаютъ во весь ростъ высокую кафедру католикоса и седалище епископовъ и священниковъ, поднятое на неск. ступеней отъ подмоста, 14 ликовъ святыхъ, воскресенье Лазаря,—и омовенiе ногъ слабо заметны на стенахъ алтаря, равно какъ несколько изображенiй апостоловъ въ куполе между оконъ. Вся ос¬тальная живопись забелена. Престолъ Пицундскаго хрема составленъ весь изъ мраморныхъ обломковъ съ изваянiями и престолами на нихъ. Покойный Бакрадзе, также Броссе и Дюбуа видели на сгенахъ множество надписей. Местное преданiе указываетъ на гробницу въ пределе храма, какъ на усыпательницу Андрея Первозваннаго. Другое преданiе называетъ его гробницей Злотоуста, хотя онъ и не дошелъ до места заточенiя. Пицунда прiобрела особенную известность съ исхода XIV века, а именно съ 1390 г. Здесь сиделъ от¬дельный католикосъ или патрiархъ, котораго духовная власть обнимала всю западную грузiю, а именно: Имеретiи, Гурiю, Мингрелiю, Абхазiю и Сванетiю. Она имела обширныя поместiя съ крестьянами, жертвуемыми царями и владетелями Грузiи и Имеретiи. Изъ хартiи, относящейся къ 1770 г., виденной Броссе, видно, что число пожертвованныхъ крестьянъ простиралось до 429 дворовъ. Здесь происходило освященiе мура, рукоположенiе епископовъ и друнiя торжествонныя церемонiя. Тутъ видны и развалины строившихся малыхъ церквей. Дорога отъ моря къ храму идетъ по уцелевшимъ итальянскимъ тополямъ. Недалеко отъ Пицундскаго храма лежитъ абхазское село Лудзаа. Заброшенный храмъ былъ во-зобновленъ въ 30 годахъ, въ которомъ. совершалось богослуженiе (часы и обедни) для воинскихъ чиновъ полковымъ свящекникомъ, на которое православные воины созывались зву¬ками небольшого колокола. На колоколе латинскими буква¬ми былъ означенъ годъ 1429. Въ минувшую Крымскую вой¬ну колоколъ исчезъ. Когда наши воины заняли Пицунду, въ 1830 г., на престоле было найдено грузинское евангелiе XV столетiя, хранящееся ныне въ Императорской Петербугской библiотеке. Снимокъ съ него при семъ прилагается. Длинна храма 19 саж. 9 1/2 арш., ширина 10 саж. 8 арш.,внутренная высота отъ пола до свода 8 саж. 9 арш., внешняя еъ куполомъ 14 саж. 2 арш.
Тотъ же А. Муравьевъ, найдя въ Гелатскомъ монасты¬ре, въ 8 верстахъ отъ Кутаиса. образъ Пицундской Богома¬тери, приводитъ подлинныя слова бывшаго съ нимъ въ это время въ Гелатахъ владетеля Абхазiи кн. Михаила Шервашидзе: ,,если когда-либо возстановитьгя опустевшiй храмъ Пицунды и.туда возвратятъ нашу священную икону, то я могу васъ уверить, что все мои подданные обратятся въ христнство, ибо они до сихъ поръ уважаютъ святое место, да¬же магометане, Самая вера начала упадать въ нашихъ пределахъ съ техъ поръ только, какъ унесли отсюда Пицундскую Божiю Мать". Муравьевъ вполне разделяетъ это мненiе.
Подробное описанiе этого храма съ разными надпись-ми читатели найдутъ въ книге археолога архимандрита Лео¬нида, подъ заглавiямъ: „Абхазiя и въ ней Ново-Афонскiй мо¬настырь", а Леонидъ заимствовалъ описание абхазскихъ древ¬ностей отъ археолога Д. Бакрадзе изъ брошюры последняго: „Кавказъ въ памятникахъ христианства".
На возстановленiе Пицундскаго храма и учреждения при немъ миссiонерскаго монастыря обратилъ внимате Императоръ Александръ I, но возрожденiе его началось съ 1844 при Императоре Николае I. когда Наместникомъ Кавказскимъ былъ князь Михаилъ Семеновичъ Воронцовъ и окон¬чено при другомъ Наместнике Великомъ князе Михаиле Ни¬колаевиче. Государственный умъ князя М. С. Воронцова не оставлялъ безъ вниманiя не только доступныя места, но такiе заброшенные уголки, какъ Гагры, Пицунда, и др. Въ Гаграхъ Воронцовъ былъ въ 1845 году. Мы обязаны ему проведенiемъ дороги у подножья Кавказскаго Главнаго хребта, которая и до сихъ поръ называется ,,Старо-Воронцовской до¬рогой".
Торжественное освященiе Пицундскаго храма соверше¬но было въ 1869 году имеретинскимъ и абхазскимъ епископомъ Гаврiиломъ Теперь этотъ великiй памятникъ христианства въ распоряженiе братьевъ Ново-Афонскаго монастыря.
ЛЫХНЫ (или Соукъ-Су). Лыхны лежитъ въ 4-хъ верстахъ отъ м. Гудаутъ
(Продолжение »»)
Страницы: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49
:. Реклама
.: ТОП Статьи
:. Реклама
.: Абхазия сегодня
:. Реклама
Rambler's Top100
© Наша Абхазия