Путеводитель по городу Сухуму и Сухумскому Округу с историко-этнографическим очерком

Дата: 13/04/2008
Автор: Мачавариани


(««См.Начало)
были обязаны своимъ честнымъ матерямъ, добросовестно исполнявшимъ обязанности жены, матери, хозяйки и воспитательницы. Молодому поколенiю прививались все лучшiя качества предварительно кор¬милицами, а потомъ родными матерями. Правда эти корми¬лицы, матери и народные поэти восхваляли тбхъ молодыхъ людей, которые отличались наездничествомъ, неустрашимо¬стью, воровствомъ, грабежомь, нападениями на соседнiя зе¬мли съ целью учинять похищенiя скота и захвать пленныхъ, но что же было делать, когда подобныя предпрiятiя давали громкое имя молодому человеку. Иначе онъ не могъ даже достать себе невесту. Если къ кровомщенiи прибегали, то это тоже требовалось народными обычаями, освященными веками. Но удивительно то, что бедныхъ, т. е. нищихъ въ Аб¬хазiи не было и протягивать руки для помощи считалось и считается позоромъ и преступленiемъ.
Где же получали спецiальное образованiе молодые люди, чтобы слава ихъ гремела по всей Абхазiи? Получали обяза¬тельно у опытныхъ удальцевъ, которые брали этихъ моло¬дыхъ людей во время воровства и набеговъ и потомъ давали имъ подобающую аттестацию.
Правда, абхазцы жили не богато, но за то жили чисто, опрятно; въ особенности держали въ чистоте одежду и ог ромное количество постели. Мечниковъ удивился бы привы¬чке абхазцевъ есть кислое молоко съ медомъ после приня той пищи, а гигiенисты поразились бы обычаемъ ихъ умывать руки и полоскать ротъ предъ и после принятiя всякой пищи. Изготовленiе бурки, башлыка, шитье обуви изъ кожи, черкески, бешмета, и всего белья для обоего пола исключи¬тельно лежала на обязанности женщинъ. Въ случае нужды они являлись такими же образцовыми наездниками, какъ и ихъ мужья—это были въ своемъ-роде неустрашимыя и храбрыя амазонки. Недаромъ, жена князя Асланъ-бея (сына вла¬детеля Абхазiи Келишъ-бея Шервашидзе) сопровождала своего мужа во всехъ набегахъ и даже въ нападенiяхъ на вражескiя войска.
Въ перiодъ греческаго и, въ особенности, Римскаго вла¬дычества, религiя обитателей Восточнаго берега, Чернаго мо¬ря представляла смесь язычества туземцевъ съ развращен¬но утонченнымъ и грубымъ язычествомъ грековъ и римлянъ, загнанныхъ туда ссылкой или торговой корыстью. Но когда въ греческой мифологiи и въ свидетельствахъ древнихъ пи¬сателей изображена жизнь горцевъ въ непривлекательныхъ картинахъ, то не следуетъ думать, что горцы за все время существовать вплоть до Р. ХР. жили безпрерывно въ состоянiи нравственной испорченности; наоборотъ, сознавая существованiе высшаго существа, распоряжающегося судь¬бой людей и веря въ загробную жизнь и переселенiе душъ, были перiоды, когда многiя стороны ихъ жизни заслуживали вниманiя, какъ и жизнь другихъ народовъ, уважающихъ зако¬ны гражданств и нравственные. Къ сожаленiю, при каждомъ стремленiи къ улучщенiю, неожиданная волна, нахлы¬нувшая изъ другихъ странъ, уничтожила попытки и вновь направляла горцевъ къ ихъ прежней дикой жизни. Счастiе, что ссыльные изъ Грецiи и Рима и корыстолюбивые торго¬вцы не имели особеннаго влiянiя на горцевъ, жившихъ въ глуби ихъ страны. Это вредное влiяiне испорченныхъ цивилизаторовъ отражалось только на береговыхъ жителей.
Мы опять повторяемъ, что первыя семена хританства въ Абхазiи были брошены апостоломъ Андреемъ Первозваннымъ и ученикомъ его Симономъ Канонитомъ. А прiобщете абхазцевъ къ среде христiанъ надо считать съ половины VI века при царствованiи Императора Юстiнiана Великаго, о чемъ подробно будетъ сказано ниже. До нашествiя турокъ въ Абхазiю можно сказать процветало христiанство. Даже при владычестве турокъ христiянство не прекраща¬лось во многихъ местахъ, какъ въ Пицунде, Илори, Моквахъ. Турецкiе торгаши-пропогандисты и безграмотные перво¬учители, муллы, больше преследовали политическую и ком¬мерческую цель, чемъ религiозную, и къ религiи прибегали, какъ къ средству сильнее подействовать на страсти народа. Первыми принявшими магометанство (на словахъ, а не на деле, такъ какъ во всей Абхазiи не было даже мечетей), по словамъ народа, были люди зажиточные, преимущественно изъ высшихъ фамилiи, имъвшiе торговыя дела съ турками. Какъ бы ни было велико влiянiе турокъ на абхазцевъ, они однако не вытеснили некоторыхъ древнихъ христiанскихъ обрядовъ, перешедшихъ въ обычай. До настоящего времени еще сохранился въ крае обычай въ праздникъ св. Пасхи резать ягненка, и обмениваться крашенными яйцами. Хотя празднику этому не везде предшествуеть постъ, но, темъ не менее, употребленiе приготовляемыхъ къ этому дню кушаньевъ имеетъ видъ разговетнiя и самый процессъ тра¬пезы сохранилъ свой прежнiй патрiархалышй характеръ. Въ дни, совпадающее съ празднованiемъ Св. Троицы, устраи¬ваются обеды и гулянiя въ рощахъ. Въ праздникъ Рожде¬ства Христова точно такъ же, какъ и на Пасху, по совершенiи ночного моленiя, отправляются съ поздравленiями другъ къ другу, при чемъ бывшiе подвластные приносятъ своимъ владельцамъ подарки
(Продолжение »»)
Страницы: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49
:. Реклама
.: ТОП Статьи
:. Реклама
.: Абхазия сегодня
:. Реклама
Rambler's Top100
© Наша Абхазия