Путеводитель по городу Сухуму и Сухумскому Округу с историко-этнографическим очерком
Дата: 13/04/2008
Автор: Мачавариани
(««См.Начало)
и основанъ греческими колонистами Милезiйцами въ VII веке до Р. ХР. Впоследствiи былъ покоренъ Понтiйскимъ царемъ Митридатомъ, а потомъ перешелъ во владенiе Римлянъ, которые ссылали сюда своихъ преступниковъ. Соукъ-Су служилъ резиденцией владетелей Абхазiи. Дорога въ Соукъ-Су, съ какой бы стороны ее ни взять, соетавляетъ истинно поэтическую картину. Вотъ что говоритъ Дюбуа о такихъ картинахъ: ,,Европеецъ, наименее умереннаго пояса, не можетъ иметь понятiя о величествснныхъ пейзажахъ Абхазiи и Мингрелiи,—этихъ наиболее благословенныхъ земель. Нетъ масштаба для измеренiя здешнихъ липъ и буковъ, до самаго верха обременныхъ вино¬градной лозой, которой столетiяя ветви огромной толщины, въ теченiе многихъ столетiй тесни охватывайтъ ихъ колос¬сальные стволы". Намъ приходилось видеть въ одной церкви двери изъ цельной виноградной лозы. Виноградныя лозы служили про¬чными мостами черезъ бешенныя реки. Соукъ-Суйская или Лыхненская церковь расположена внутрь ограды, въ 200 шагахъ отъ бывшаго дома владетеля Абхазiи и построена по плану Пицундскаго храма, въ чисто Византiйскомъ стиле. Внутренность ея покрыта хорошо со¬хранившимися фресками. Время ея построенiя не позже XI века, что видно изъ одной фресковой надписи, которая от¬носится въ 1066 г., въ эпоху царствованiя абхазско-имеретинскаго царя Баграта IV (1027 1072). Церковь сохранила память до появленiя кометы въ 1066 году, которая, какъ гласитъ надпись, показывалась съ Вербной Недели" до полнолунiя". Действительность этого событiя удостоверена уче¬ными и астрономами. На гробнице владетеля Абхазiи князя Сафаръ-бея Шервашидзе, похороненнаго въ этой церкви въ 1821 году, имеется греческая надпись. Анакопiя (Никопсiя) нынешнiй Ново-АфонскШ монастырь, основана до Р. ХР. Памятникомъ римскага владычества надъ этимъ краемъ остались въ ней по cie время, развалины на¬горной крепости, основанной, по преданiю, еще при Импера¬торе Траяне во II веке после Р. ХР. Въ IV веке она упо¬минается подъ именемъ „Апсары" или ,,Апсары" по реке того же имени, ныне называемой „Псырцха". Памятникомъ греческаго влiянiя остался въ Анакопiи храмъ во имя св. Симона Канонита, реставрированный въ XII стол.; памятни¬ками генуэзскаго влiянiя (XIII ст.) остается приморская ба¬шня генуэзской постройки съ фанкирующими ее стенами. Съ VI века Анакопiя была резиденцiей абхазскихъ царей, затемъ переходила во власть Грузiи, а съ XVII век. турки овладели городомъ и поставили свой гарнизонъ. Съ 1876 го¬да на развалинахъ Анакопiи возникъ Ново-Афонскiй мона¬стырь. Подробное описанiе древняго храма св. Симона Ка¬нонита даетъ А. Н. Муравьевъ въ своей книге: ,;Грузiя и Абхазiя" (издан. 1848 г.) При последнемъ возобновленiи, го¬воритъ Муравьевъ, была найдена на престоле монета Але¬ксея Комнена, изъ чего и следуетъ заключить, что после¬дняя реставрация храма была въ царствованiи абхазско-имеретинскаго даря Давида Возобновителя (1089—1130) Изъ дре¬вней живописи остались въ храме: подновленное изображе¬ние св. Георгiя. Въ этомъ же храме похороненъ царевичъ Дмитрiй, братъ абхазско-имеретинскаго царя Георгiя (1014—1027). На одной надгробной каменной плите изображенъ кругъ, въ коемъ надпись на греческомъ языке: „Матерь Божiя Спаси Геор¬гiя Пречестнаго (митрополита) Цхумскаго" (Сухумскаго). Такъ назывались епископы, имевшiе свою кафедру при цер¬кви св. апостола Симона Канонита. Для ознакомленiя съ другими достопримечательными па¬мятниками христiанства мы рекомендуемъ прочесть брошюры техъ же археологовъ Леонида Бакрадзе и книгу А. Н. Му¬равьева; можно пользоваться для этога и книгой Дюбуа де Монперьэ". Городъ Команы—это развалины, кои стоятъ въ 12 вер-стахъ отъ Сухума, на одномъ изъ притоковъ реки Гумысты —речки Гума (Кума) близь селенiя Гумы-ныне греческое Михайловское селенiе. Для знакомства съ этими развалина¬ми тоже посылаемъ къ брошюре археолога Леонида и къ книге председательницы Московскаго археологическаго об¬щества графини Уваровой, подъ заглавiемъ: ,,Абхазiя, Шавшетiя и Аджярiя" теперь въ Команахъ устроенъ великоле¬пный женскiй монастырь во имя Василиско-Iоанна Златоускаго. Дранды—въ 17 верстахъ отъ Сухума. Драндскiq храмъ построенъ весь изъ кирпича. Снабженъ куноломъ съ 18 ок¬нами. Внутри его въ 1860 г. еще было видно фресковое изображенiе Спасителя, въ своде Преображенiе Господня и несколько святыхъ во весь ростъ. Дранды должна быть произведенiемъ глубокой древности, но, къ сожаленiю, на ней нътъ никакой надписи. Вахуштi въ своей географiи о Гру¬зiи говоритъ, что Драндара (Дранда) была резиденцiей митрополитовъ. Изъ Дранделей известны только епископы Филипъ Сабу (Савва), указанные въ надписи на образе ,,Iоанна Благословеннаго" въ Лашхвери (въ Сванетiи). Этотъ об¬разъ, надо полагать принадлежитъ Дранде и въ смутныя времена вывезенъ изъ Абхазiи въ Сванетiи. Примечанiе: Отчего не возвратить те святыни Пицундскому, Драндскому и Бедийскому монастырямъ, кои были вывезены оттуда и хранятся въ Гелатяхъ, Лашхетахъ и Цаленджихскомъ монастыре (въ Мингрелiи). При монастыре не мало печатныхъ брошюръ, изъ которыхъ читатели могутъ иметь более подробныя сведенiя объ монастыре. Илори—въ 4-хъ верстахъ отъ м. Очемчиры. Во времена господства греческихь колонiи на Черномъ море Илори былъ городомъ. Остатки его указываютъ въ 6-и верстахъ отъ Илорской церкви. Ограда Илорской церкви, выведенная изъ булыжнаго камня, была возобновлена последнимъ владетелемъ Абхазiи княземъ Михаиломъ Шервашидзе. Церковь св. Георгiя пользовалось известностью не только въ Абхазiи, но и во всей Грузiи. Храмовой праздникъ совершается 10 ноября. Въ этотъ день по народному поверiю, периодически совер¬шалось одно и тоже чудо, привлекавшее къ себе богомольцевъ со всехъ концовъ Абхазiи, Самурзакани, Мингрелiи, Имеретiи, Гурiи, Сванетiи и Грузiи.
(Продолжение
»»)
|