Путеводитель по городу Сухуму и Сухумскому Округу с историко-этнографическим очерком

Дата: 13/04/2008
Автор: Мачавариани


(««См.Начало)
абхазскихъ и самурзаканскихъ церквей.—Гейманъ (Когда Гейманъ собралъ самурзаканцевъ въ Сухуме для объявлеюя имъ объ освобождеше крестьянъ, то для пихъ было устроено постное угощете, такъ какъ они отказались отъ мяснаго блюда, такъ какъ день объявлешя освобождешя крестьянъ совпалъ съ постнымъ днемъ) действительно являлся истиннымъ сыномъ церкви и покровителем народнаго образованiя. Затемъ Абхазiя и Самурзакань попадаютъ подъ бла¬готворное влiянiе просвещеннаго имеретинскаго епископа Гаврiила, временно назначеннаго управляющимъ абхазской eпapxieйt. Главнымъ его сотрудникомъ являлся тотъ же миссiонеръ Мачаварiани. Епископъ Гаврiилъ за все время управленiя новой eпapxieй являлся въ роли апостола. Считаемъ своей святой обязанностью привести въ подлиннике слова изъ письма названнаго нами знаменитаго путешественника А. Н. Муравьева-апостола, отъ 8 февраля 1871 г. къ почив¬шему преосвященному Гаврiилу:
—„Хотя я, писалъ Муравьевъ, не имею удовольствiя знать васъ лично, но, вероятно, знакомъ вамъ по моимъ литературнымъ трудамъ духовнаго содержанiя; я же съ сво¬ей стороны читалъ съ большимъ утешетемъ въ „православномъ обозренiи" дневникъ Вашего миссiонерскаго странсвiя по A6xaзiи и это внушило мне мысль выразить вамъ пись¬менно то глубокое уваженiе, которое я къ вамъ съ техъ поръ питаю. Слава Богу, что этотъ дикiй край, который я виделъ въ 1847 г. въ совешенномъ запустенiи, нашелъ, наконецъ, своего просветителя, который вернее понялъ его духовныя нужды, какъ туземецъ, нежели все миссiи, которыя хотели туда послать безъ всякой пользы. Ожила опять древняя Пицунда и возникаетъ изъ развалинъ церковь Си¬мона Канонита и обитель Дранды и столько иныхъ запустелыхъ святилищъ. О, если бы Гурия (Надо полагать что подъ Гурiей Муравьевъ подразумевалъ Аджарiю и всю Батумскую область, куда еще ни одинъ изъ современныхъ епископовъ не проникалъ, такъ какъ Гурiйцы съ давнихъ поръ исповедывали и исповедываютъ пра¬вославную христiанскую веру.) и Ахалцыхская область, где бывшiе грузины сделались ревностными магометанами уже при нашемъ владенiи, огласились бы также вашею пропроведью, какъ и Абхазiя".
После епископа Гаврiила и перевода Геймана изъ Су¬хумскаго округа, христiанство поколебилось и магометанское ученiе стало пускать свои корни въ Абхазiи, но есть пол¬ная надежда, что новый Сухумскiй -епискоиъ Андрей, при своей энергiи и неустанномъ труде, дастъ христiанству по прежнему свое первенствующее место. Разъезды по епархiи, частыя проповеди, знакомство съ нравами и обычаями вверенной ему паствы, общая симпатiя, которую онъ такъ скоро завоевалъ себе, неутомилая энергiя и апостольсюй образъ жизни-, а также изданiе особеннаго спецспещальнаго духовнаго журнала ,,Сотрудникъ"—перваго пе-чатнаго органа за все время существовашя епархiи—обяза¬тельно привлекутъ къ неальнаго духовнаго журнала ,,Сотрудникъ"—перваго печатнаго органа за все время существованiя епархiи—обяза¬тельно привлекутъ къ нему сердца мирянъ. При этомъ надо отметить, что достопочтенный архипастырь энергично взялся за возстановленiе древнихъ памятниковъ христiанства. Надо только, чтобы высшая духовная власть помогла ему въ развити церковно-приходскихъ школъ. Коли безграмотные турецкiе вероучители сумели завоевать расположенiе темнаго люда, то подготовленные миссiонеры, относясь къ делу съ лю¬бовью и усердiемъ, могутъ еще больше завоевать себе та¬кое расположенiе, имея во главе не канцелэриста, не карье¬риста, а поклонника живого дела.
Примечайiе: Генералъ Гейманъ гналъ въ шею всехъ одиночныхъ просителей, которые, подъ влiянiемъ пропогандистовъ, обращались къ нему за разрешенiемъ о построике мечетей. Къ сожалению, после Геймана наша администрация и духовная власть стали либеральнее и давай писать разрешенiя о возведенiи такихъ мечетей, оставляя беэъ вниманiя возобновленiе техъ многочисленныхъ христнскихъ памятниковъ, которые все время абхазцы чтили. Быть можетъ, рев¬ность турокъ по насажденiи Ислама въ Абхазiи похвальна, но странно видеть господствующую религiю въ преображенiи. Непонятно, и поразительно одно явленiе: христiанство ка¬жется, и учеными и еле грамотными не пользуется сочувствiемъ, кажется, и въ среднихъ учебныхъ заведенiяхъ на изученiе христианской религiи смотрятъ, какъ ненужное людямъ. Впрочемъ такое грустное явленiе вполне по¬нятно: все религiи, за исключеиемъ христiанской, отвечаютъ больше требованiямъ животной природы человека; христiанство же провозглашаетъ объ идеальности природы благор. человека, унижая эгоизмъ и возвышая .въ той же степени безкорыстiе.
Въ данномъ случае, епископъ Андрей действительно напалъ на правильный следъ и, не насилуя никого, при¬нялся энергично возстановлять эти памятники, украшать ихъ по мере возможности, представивъ самому же народу делать сравненiя между мечетями и православными храмами, между поученiями вероучителей и православныхъ миссiонеровъ.
Больно и тяжело было слышать въ одномъ изъ заседанiй, устроеномъ епископомъ Андреемъ, речь такого просвещеннаго человека, какимъ является епархiальный наблю¬датель Сухумской епархiи С Алферовъ. Въ своей речи, во 1-хъ онъ назвалъ абхазцевъ и самурзаканцевъ язычниками, говоря, что никто не ходитъ въ церковь, ни у кого нетъ образа въ своемъ доме, а во 2-хъ, что турки по немногу забираютъ всю ату страну подъ свое влiянiе и успешно распространяютъ магометанскую веру.
Но г. Алферовъ подобнымъ заявленiемъ смешалъ съ грязью деятельность не только покойнаго епископа Гаврила съ его сотрудниками, но деятельность такихъ русскихъ ieрарховъ, служившихъ въ званiи епископовъ въ Сухумской eпapxiи, какъ Геннадiй, Александръ, Петръ, Агафодовъ и Дмитрiй.
Правда, мы ходимъ и въ церковь, хотя очень и очень редко, носимъ на груди кресты, имеемъ въ домахъ образа,
(Продолжение »»)
Страницы: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49
:. Реклама
.: ТОП Статьи
:. Реклама
.: Абхазия сегодня
:. Реклама
Rambler's Top100
© Наша Абхазия