Путеводитель по городу Сухуму и Сухумскому Округу с историко-этнографическим очерком
Дата: 13/04/2008
Автор: Мачавариани
(««См.Начало)
самостоятельно, имели своего владетельнаго князя, а теперь хотятъ отдать себя во власть русскаго правительства. Пользуясь такимъ заявленiемъ, Кав¬казское начальство прислало имъ перваго окружнаго начальника подполковника Кирилова. Положенiе дела въ Самурзакани было самое ужасное: не только ночью, но и днемъ производились грабежи, убiйства, поджоги, нападенiя и про¬дажа въ пленъ рабовъ въ отдаленную Абхазiю. Даже сурвыя меры мало помогали, такъ какъ злонамеренные люди находили себе прiютъ или въ Абхазiи или въ Мингрелiи. По¬сле Кирилова начальникомъ округа былъ подполковникъ Аба¬шидзе, затемъ маюръ Мородинъ. Начальники имели свою резиденцiю въ Окуме. Въ Окуме же стояли по 2 или по 4 ро¬ты солдатъ и по одной или по 2 сотни Донскихъ казаковъ. Присутствiе воинской силы и высылка преступниковъ въ Си¬бирь какъ будто немного усмирили буйныя головы, но при первомъ ослабленiи власти опять преступленiя усиливались. Население стало привыкать къ административной власти съ назначенiемъ управляющимъ Мингрелiей генерала Колюбакина мирнаго. Строгiй Колюбакинъ состоялъ военнымъ губерна¬тором Кутаисской губернiи. Самурзакань была подчинена названному управляющему, который не разь прйзжалъ въ Окумъ для ревизiи округа при начальнике Самурзананскаго округа Maiopе Чернявскомъ и помощнике его капитане Рещикеве. Въ одно время округъ состоялъ въ подчинены Кутаисскаго военнаго губернатора князя Гагарина, который то¬же посещалъ тотъ же Окумъ. На населенiё церковь не имела никакого влiянiя, а о школе никто не имелъ понятiя. Съ назначенiемъ въ 50-хъ годахъ экзархомъ Грузiи архiепископа Исидора, впоследствiи митрополита С. Петербургскаго и Новгородскаго, стали обращать вниманiе на религiозное состоянiе Самурзаканцевъ и на распространенiе тамъ православiя. Для этой цели въ качестве миссiонера былъ назначенъ благочинный священникъ Давидъ Мачаварiани. За 18 летъ его пребыванiя въ Самурзакани во всехъ селахъ -были открыты приходы, построены церкви и вся Самурзакань поголовно прiобщена къ право¬славной вере. Первая Окумская школа, въ которой было до 100 учащихся малыхъ (отъ 8 до 15 л.) и взрослыхъ (отъ 18 до 35 летъ) была открыта имъ, Мачаварiани. Затемъ стали открываться школы общества распространенiя православнаго христiанства на Кавказе, а потомъ только министерскiя. Школы общества контролировались особыми инспекторами, между которыми заслуживали вниманiя Д. Бакрадзе, С. Стрелецкiй и Н. Лихачевъ. Окумской школ'е многiе молодые люди изъ Самурзаканцевъ обязаны своимъ дальнеiйшимъ образованiемъ и полученiемъ местъ на разныхъ поприщахъ государственной службы. Эти же молодые люди получали офицерскiе чины и знаки отличiя военнаго ордена, участвуя съ русскими войсками въ усмиренiи горцевъ. Такiе же молодые люди изъ Мингрелiи обязаны тому же священнику, впоследствiи протоиерею Дави¬ду Мачаварiани, своимъ образованiемъ и службой, такъ какъ отецъ Мачаварiани до прибытiя въ Самурзакань состоялъ смотрителемъ обширнаго мингрельскаго духовнаго училища, въ сел. Мартвили, резиденцiи епископовъ и владетелей Мингрельскихъ. Удивительна судьба упомянутаго выше помощника на¬чальника Сухумскаго округа капитана Рещикова. Во время одной схватки съ непрiятелемъ онъ былъ похороненъ вместе съ убитыми въ одну общую могилу. Узнаетъ объ этомъ же¬на, приезжаетъ и со слезами молитъ товарищей мужа роскопать могилу мужа, чтобы съ нимъ проститься. Каково же бы¬ло удивленiе всехъ присутствовавших когда Рещиковъ подалъ признаки жизни и онъ былъ вынутъ изъ могилы и сданъ счастливой жене. Эту исторiю мы слышали со словъ жены Рещикова, которая со слезами передавала всю эту историю. Недолго помнили дальцы понесенныхъ ими уронъ при нападенiи на Марамбу, и въ конце февраля 1843 года опять напали на Дранды и окрестныя селенiя, выжгли ихъ и раз¬громили имущество. Стали нападать и на отдельныя поселенiя Цебельдинцевъ. Къ дальцамъ хотели присоединиться и жители сел. Джгерды. Пришлось вновь усмирить ихъ, въ какомъ усмиренiи по порученiи Муравьева принималъ деятельное участiе маюръ Званбай. Надо было усилить войска въ укрепленiи Марамба, для чего послана была туда еще одна рота и сводно-учебная команда. Начальникомъ всехъ войскъ и милицiи назначенъ былъ тотъ же маiоръ Званбай. Неразъ приходилось ему вести перестрелку съ абресками въ теченiе 1843 года. Въ середине сентября хищники, пробравшiеся черезъ общество Псху, напали на абхазскiя деревни, разорили ихъ, но скоро удалились, перессорившись между собой. Соседями Псувцевъ являлись и жители Ахчипсху. Жили они въ неприступныхъ горахъ и ущельяхъ. Главное занятiе Псхувцевъ были грабежи и частью скотоводство. Последнему способ¬ствовали тучныя альтйскiя пастбища. Первенствующими кня¬зьями, какъ въ Цебельде такъ и въ Дальскомъ ущелье, были Маршанiевы. Дела же решали почетные старшины изъ дворянъ и крестьянъ. Былъ сформированъ отрядъ для наказанiя Псхувцевъ. Начальникомъ отряда, какъ старшiй въ числе считался вла¬детель Абхазкiй князь Михаилъ Шервашидзе, но и Муравьевъ былъ также при отряде и руководилъ действiями. Въ отря¬де было всего 1200 человекъ. 26 декабря 1843 г. отрядъ двинулся въ деревню Ачандары, а затемъ следовалъ по ущелью р. Апсеа. Дороги были ужасныя, но темъ не менее, отрядъ вошелъ въ предместье Псху. Псхувцы, видя, что они окружены со всехъ сторонъ, попросили пощады и 1 января 1844 года представили тре¬буемое число аманатами. Походъ на Псху не сопровождался кровопролитiемъ, но онъ имелъ сильное влiянiе и на другiя племена и сложилось у нихъ такое убежденiе: „Кто летомъ заслужитъ гневъ русскихъ, тотъ зимой увидитъ
(Продолжение
»»)
|