Путеводитель по городу Сухуму и Сухумскому Округу с историко-этнографическим очерком

Дата: 13/04/2008
Автор: Мачавариани


(««См.Начало)
Апсты).
— Ахчипсхувскiй (по верховьямъ р. Мдзимты).
— Шахгарсевцы, населявшiе ущелье бассейна м. Лабы, Уруштена, Мыссылпара—на Сев. Кавказе известные подъ именемъ ,,абазиновъ". Джигетцы часто называли себя: ,,Садзда" ,,Садзенъ", причисляя себя къ племени ,,Азега".
— Айбго или Медовейцы на верхов, р. Мдзимты, Псоу и Мцы. Абхазцы занимали часть Кубанской области. Впоследствiй мы опять перейдемъ къ разселенiю абхазцевъ, когда будемъ говорить о черкескихъ племенахъ, которые вместе съ абхазцами заняли те территорiи, которыми владели греки, римляне и разныя выше перечисленныя горскiя племена.
Въ VI веке въ царствованiе Юстинiана Великаго Визаптiйскимъ владенiемъ въ Прирiонскомъ крае стала угрожать опасность со стороны Персовъ. Последнiе противъ императора возбуждали алонъ, абазговъ и другiя племена. Въ Колхиду въ 550 г. вторглось подъ начальствомъ полководца Xopiaнa большое персидское войско. Юстинiанъ поспешилъ заключить съ персами миръ. Абхазское побережье осталось въ рукахъ императора, который возобновилъ разрушенный Сухумъ, равно какъ и Пицунду предъ нашествiемъ персидскаго царя Хосроя. Прокопiй передаетъ, что Хосрой, прибывъ въ Лызику для завоеванiя города Петры и Византiйскихъ владенiй, послалъ въ A6xaзiю войско. Римляне, не дожидаясь непрiятеля, вывели гарнизоны изъ всехъ укръпленiй и разрушили стены Пицунды и Севастополя и, севъ на корабли, отплыли въ Трапезундъ. Персы наскоро возобновили стены вокругъ Пицунды и Севастополя и встретили сочувствiе въ Абхазахъ, но скоро они ушли обратно, а абхазцы были разбиты римскими войсками и последнiе заняли укрепленiе Трахею—близь Ново-Афонскаго монастыря.
Вотъ въ это время среди абхазцевъ стало распространяться христiанство, чему, по преданiю, много способствовалъ Ефратiй, царскiй евнухъ изъ абхазцевъ, посланный Юстинiаномъ для проповеди среди соотечевтвенниковъ.
Но надо имегь въ виду, что семена христiанства были заброшены въ Абхазiю еще въ I веке пссле Р. ХР. апостоломъ Андреемъ Первозваннымъ и его ученикомъ Симономъ Канонитскимъ, которые съ успехомъ проповедывали здесь христанское ученie. Наконецъ, и сосланные въ Абхазiю римскими императорами христiане не мало способствовали къ обращению абхазцевъ въ христiанство.
Постройку древнихъ храмовъ въ Абхазiи, какъ-то: Пицундскаго, Драндскаго и Моквскаго и многочисленныхъ другихъ церквей относятъ ко времени царствованiя Юстинiана Великаго, хотя въ VI веке Пицундскiй храмъ существовалъ и тогда уже Пицундская епархiя отмечена независимой епископieи.
Въ царствованiе Юстина П абасги помогли Византiи противъ персовъ. Императоръ Ираклiй въ 620 году, покоривъ Абхазiю, назначилъ ей правителей; наследственность ихъ продолжалась до Константина Погоната, т. е. до конца VII Века.
Абхазцы, притеснимые означенными правителями, возстали и изгнали последнихъ. Загорные планы, подстрекаемые греками, въ лицн льва Спафарiя, впослъдствiй императора, предприняли опустошительный набегъ на Абхазiю. Императоръ Феофилъ послалъ въ Абхазiю своихъ братьевъ Феодора и Барда, но они были встречены такъ дружно абхазцами, чго не многiе изъ грековъ возвратились въ отчество. При императоре Михаиле вновь было отправлено войско для покоренiя абхазцевъ, но часть его погибла во время бури, другая часгь, достигшая береговъ Абхазiи, была взята въ пленъ. Разгневанный императоръ послалъ новое сильное войско въ 40—т. солдатъ; оно заняло все стратегическiе пункты Абхазiи; часгь абхазцевъ покорялась, а часть удалилась въ неприступныя горы и ущелья. ?
Въ 756 году абхазцы выбрали себе Леона I, объявившаго независимость страны и былъ родоначальникомъ царей, правившихъ Абхазiей до 985 года. Между этими самостоятельными абхазскими царями выдавались: названный Леонъ I—строитель г. Кутаиса и его крепости; Феодосiи I, построившiй въ Имеретiи (Кутаисской губернiи) м. Хони;.въ его царствованiе учреждена абхазская самостоятельная кафедра католикосовъ; Георги III, ведшiи упорную войну съ грузинскими царями; Леонъ II, погребенный въ построенномъ имъ Моквинскимъ монастыре, недалеко отъ Очемчиры;
—Дмитрiй, Феодосiй II слепой и бездетный.
Въ 787 году на Никейскомъ вселенскомъ соборе присутствовалъ и Пицундскiй епiскопъ, обстоятельство, указывающее на значенiе христiанской Абхазiи.
Удельная система, вызвавшая появленiе множества феодальныхъ князей, враждовавшихъ между собой, ослабила и въ Абхазiи царскую власть. Феодосiй II еще при жизни назначилъ преемникомъ своимъ племяника своего, нареченнаго въ малололетстве грузинскимъ царемъ, подъ именемъ Баграта III (980—1014 г., изъ династiи Багратидовъ, во главе котораго, по старанiю дяди его Давида, соединились ванцы Грузiи, Имеретiи и Абхазiи. Впрочемъ, Багратъ III и преемники его до царя Давида возобновителя именовались абхазско-имеретинскими царями, между которыми выдавались: самъ Багратъ III, Георгiй, Багратъ IV, Георгiй II и Давидъ Возобновитель (1089—1113). Георгiй, сынъ Баграта Ш, быль женатъ на Аиде, дочери Осетинскаго царя. Она, после смерти своего мужа, перешла на сторону Византiйскаго императора Романа Аргира и передала ему важную крепосгь Никопсiи; у ней былъ сынъ Дмитрiй, жившiй съ матерью въ Грецiи. Возмужавъ, онъ велъ войну съ братомъ своимъ грузинскимъ царемъ Багратомъ IV при поддержкъ грековъ; умеръ и погре-бенъ въ Никопсiи, а сынъ его укрывался въ Осетiи; его потомокъ Давидъ Зосланъ сделался мужемъ знаменитой могущественной грузинской царицы Тамары.
Въ одной грузинской летописи, изданной знатокомъ грузинской исторiи Ф. Жорданiя, упоминается подъ 991 годомъ о нашествии русскихъ на Абхазiю. Второе появленiе русскихъ возможно предположить въ XII веке: по
(Продолжение »»)
Страницы: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49
:. Реклама
.: ТОП Статьи
:. Реклама
  • .: Абхазия сегодня
    :. Реклама
    Rambler's Top100
    © Наша Абхазия