Путеводитель по городу Сухуму и Сухумскому Округу с историко-этнографическим очерком
Дата: 13/04/2008
Автор: Мачавариани
(««См.Начало)
Невидимой силой св. Георгiя, въ запертую и охраняемую церковную ограду вво¬дился среди ночи откормленный волъ, котораго на другой день резали и куски его мяса, которыя, говорили, сохраня¬лись целые года свежими, какъ спасательныя средства въ болезняхъ, раздавались всемъ и всюду разсыпались. Объ этомъ говорятъ также Ламберти, Шарденъ, царевичъ Вахушти и Дюбуа. Илорская церковь очень богата образами, крестами и, вообще, церковными принадлежностями. Какъ археологическая редкость, заслуживаютъ вниманiя одна зо¬лотая чаша. Въ надписи ея указаны строитель Бедiйской церкви царь Баграть III (908—1008) съ матерью Герендухтой и Бедiискiй митрополитъ Германъ. Въ позднейшихъ надписяхъ перечислены разныя историческiя событiя и имена Митрополитовъ, архiепископовъ, царей и царицы и разныхъ покровителей. Мокви—въ 20--25 верстахъ отъ м. Очемчиры. Его видели академикъ Брассе, Берже, а также виделъ и описалъ археологъ Бакрадзе. „Этотъ упавшiй и адичавшiй край, смо¬тря на Моквинскiй храмъ, говоритъ Бакрадзе, когда-то процветалъ и благоденствовалъ. Bсе, видевшiе его, были пора¬жены величiемъ этого памятника христiанства. Обширные размеры церкви, окутанные сетью ползучихъ растенiи, его крыша превращена въ воздушный садъ, его прекрасные куполы, удлиненные высокими стволами деревьевъ, все это приводитъ зрителя въ удивленiе. Будемъ продолжать слова Бакрадзе: „Внутри стрелой уходящiе столбы изъ превосходнаго вытесаннаго камня, 5 ко¬раблей, помостъ, весь устланный белымъ мраморомъ, безъ пятенъ; осколки цветнаго стекла; остатки карнизовъ съ зачательной резбой свидетельствуютъ о большомъ великолепiи и объ исскустве, достигшемъ высшей степени совершен¬ства. Прекрасная галлерея окружаетъ главный корабль до столбовъ купола. Вне храма большая колокольня. Патрiархъ Iерусалимскiй Досифей нашелъ здесь (1659 г.) надпись: „росписана при императореАлексее Koмненеi и при великомъ абхазскомъ царе Давиде". Храмъ былъ возобновленъ владетелемъ Абхазiи Михаиломъ Шервашидзе, но онъ утратилъ свою прежнюю краску, свое прежнее величiе. Здесь погре¬бены названный владетель и его супруга. Грузинские летописы приписывають постройку этого храма абхазскому царю Леону III (957 г.). Одна Моквинская икона хранится въ Зугдидской церкви (Мингрелiи) и изъ надписи на ней видно, что Моквинскiй храмъ былъ посвяденъ имени Божiей Ма¬тери. Здесь сиделъ епископъ. 8 февраля 1640 г. въ бытность въ Moкве русскихъ пословъ Тольмача Ельчина и священни¬ка Павла, абхазскiй патрiархъ Максимь показывалъ имъ каменное веретено пресвятой Богородицы и часть мощей архидiакона Степана". Разве не следуетъ Зугдидской церкви вернуть упомя¬нутую выше икону Моквинскому храму? Бедiя—лежитъ въ 15 верстахъ отъ бывшаго местечка въ Самурзакани Окума и въ 12 верстахъ отъ м. Очемчиры. Она возвышается на нагорной площади и имеетъ поразительно величественный видъ на плоскости, растилающейся впереди до самого Чернаго моря. Она известна съ самыхъ древнейшихъ временъ; по исторiи Грузiи Бедiйскiй храмъ построенъ въ X веке абхазско-грузинскимъ царемъ Багратомъ Ш, ко¬торый обогатилъ его пожертвованiемъ многихъ деревень и могилу котораго тамъ показываютъ. Храмъ весь одетъ въ тесанный камень и украшенъ резьбой. Размеры не очень ве¬лики, но изящны. На наружныхъ и внутреннихъ стенахъ ее уцелели грузинскiя надписи, въ которыхъ поименованы епи¬скопы Бедiели,—Дaдiaни Георгiй, царь Константинъ—оба жившiе въ XIV в. Въ 1640 г. въ бытность въ Бедiи русскаго по¬сланника Тольмача Ельчина, Бедiей заведывалъ Ёпископъ же Бедiели. Тамъ показывали русскому посланнику святитель¬ски посохъ съ головой, покрытой чернымъ бархатомъ, на которомъ вышиты были изображенiя крестовъ царя Констан¬тина и матери его Елены, а подъ бархатомъ, по словамъ епи¬скопа, хранились терновый венецъ и гвозди Спасителя, ко¬торыхъ безъ особаго разрешенiя царя никому не показывали Въ 1810 году было возобновлено богослуженiе, но продолжа¬лось не долго. Но престольная чаша изъ моссивнаго золота, пожертвованная царемъ Багратомъ и его матерью, сохрани¬лась, но ее перенесли въ Илорскую церковь. Следовало давно возвратить эту чашу Бедiйскому хра¬му, точно также и посохъ Бедiйскаго епископа, который хра¬нится въ названномъ выше Цаленджихскомъ монастыре, въ 25 вер. отъ м. Зугдиды. Въ книге, составленной председательницей Ииператорскаго Московскаго архелогоческаго общества графиней Ува¬ровой, найдете обширное описате многочисленныхъ древнихъ памятниковъ христiанства, разбросанныхъ по всей Абхазiи. Самые интересные памятники найдены графиней въ Цебельде и, вообще, въ Гумистинскомъ участке, входящемъ въ составъ Сухумскаго округа. Жаль, что найденные грека¬ми Ольгинскаго села (въ Цебельце) три разныя известковыя плиты съ изображенiемъ св. Георгiя на коне и 2-хъ святителей неизвестно куда делись. Неизвестно также, куда делись те две известковыя плиты, вывезенныя изъ Драндскаго монастыря съ изображенiями Христа Спасителя, Богородицы и ангеловъ. Много и много старинныхъ и ценныхъ предметовъ, принадлежавшихъ даже къ языческому перiоду находи¬ли и находятъ въ Абхазiи, а потому уверены, что вновь во¬зрожденная Сухумскимъ епископомъ Андреемъ церковно-археологическая комисiя обратить на это вниманiе. Этотъ же епископъ обратить вниманiе на памятники Кодорскаго уча¬стка и въ особенности Самурзаканскаго. Почтенная графиня Уварова очень мало коснулась перваго участка, а о второмъ она не говорить ни слова. Отрадно, что епископъ Андрей знакомится съ самыми заброшенными уголками своей eпapxiи. Его посещенiе Бедiйскаго храма останется на всегда памятнымъ въ жизнь населенiя. Его проповеди, его задушевную речь слушала 10 тысячная толпа. А недавнее его посещенiе Псхувскаго перевала, где прiютилось до 50 домовъ христiанъ, разве не вызываетъ об¬щее удивленiе? Преосвященный проникъ туда съ однимъ провожатымъ, сделавъ по самымъ труднымъ тропамъ,
(Продолжение
»»)
|