Абхазия-1992: Посткоммунистическая вандея
Дата: 26/01/2006
Автор: Светлана Червонная
(««См.Начало)
Понятно, что специалист в столь компетентных органах не стал бы тратить драгоценное время на составление программ каких-либо сомнительных организаций "неформалов", пусть даже бывших соотечественников (сам Т. М. Шамба давно жил и трудился в Москве), если бы такая работа не была бы ему заказана его прямым или опосредственным начальством. В лучших традициях семейственности, усвоенных партийно-советской номенклатурой, председателем Народного Форума Абхазии "Айдгылара" на учредительном съезде в Сухуми был избран младший брат Тараса - кандидат исторических наук Сергей Миронович Шамба. Как по мановению волшебной палочки, нашлись средства для издания - параллельно на русском и абхазском языках - газеты "Айдгылара" ("Единение"), которая стала выходить с 1989 года, просторное помещение для штаба НФА по улице Фрунзе, 44, а чуть позже и кабинеты для руководителей НФА в здании Верховного Совета Абхазии. Характерно, что программные позиции Народного Форума "Айдгылара" практически почти не отличались от официальной точки зрения партийного и советского руководства Абхазии. Если во многих союзных и автономных республиках народные фронты, движения, объединения формировались в 1988-1989 гг. как оппозиционные по отношению к правящим структураам, прежде всего к КПСС силы, порою прямо связанные с бывшими диссидентскими кругами, выдвигающие гораздо более радикальные политические требования, чем действующие на этот период установки местных ЦК и обкомов коммунистических партий, то Форум "Айдгылара" вторил всему, чем руководствовалась в этот период партийная организация автономной республики, местная советская власть, еще не пережившая никаких перестроечных трансформаций; что проповедовала на своих страницах официальная газета "Советская Абхазия". Суть этих позиций наиболее последовательно выразил в 1989 г. партийный функционер из Сухуми И. Н. Цушба в статье "Задачи партии по совершенствованию межнациональных отношений в условиях перестройки. (На примере Абхазской ССР)" (66). Верноподданническая готовность "неуклонно руководствоваться решениями XXVII съезда КПСС, январского (1987) Пленума ЦК и XIX Всесоюзной партийной конференции", крепить "священные принципы ленинской национальной политики" и государственное могущество СССР ("СССР наш общий и родной дом, он несокрушим. Тут нет альтернативы" (67), заверения в верности и любви к старшему русскому брату органично сочетаются в этой статье с резкими выпадами против "отдельных "лидеров" из общества И. Чавчавадзе" (68), осмелившихся предложить Абхазии в качестве языка государственного делопроизводства наряду с абхазским грузинский язык, "а русского языка лишить этой функции" ("Если бы мы, абхазы, составляли даже 90% населения республики, то и тогда бы на этот шаг не пошли" (69)). Настойчиво проводится в этой статье идея преобразования Абхазии из автономной в союзную республику и ее прямого вхождения в СССР: "Для совершенствования межнациональных отношений после принятия партийных документов требуется время, по крайней мере 10-15 лет. Если не будет особых сдвигов в этом плане, тогда только один выход <...> вернуться к дискуссиям, развернувшимся в 1923 г. (70), т. е. дать право прямого вхождения всех советских национально-государственных формирований и образований в состав СССР, ибо самая главная идея, самое главное призвание социалистической федерации состоит в том, что все имеют равные права и входят на равных правах в федерацию" (71). О том, насколько противоречили подобные представления о советской федерации той же самой Конституции СССР - гаранту могущества "нашего общего и родного дома", автор, видимо, не задумывался. Во всяком случае, такая трактовка "федерализма" была в прямых интересах партгосаппарата Абхазской республики, которому выгоднее было оказаться ближе к Центру, выходить на Москву непосредственно, минуя Тбилиси, иметь все заранее хорошо просчитанные льготы, квоты, лимиты, привилегии, полагающиеся руководящей элите союзной республики. Эгоистические интересы руководства и аппарата выдавались при этом за "национальные интересы" абхазского народа, и Форум "Айдгылара" должен был сыграть решающую роль в этой шулерской подтасовке. О том, в каких политических целях создан НФА "Айдгылара" и каковы его позиции, самым красноречивым образом свидетельствует он сам в просторных анонимных "информациях", регулярно публикуемых на страницах "Айдгылара". Вот одна из них (правда, более поздняя, от июля 1990 года, но аналогичные "информации" наверх шли из "Айдгылара" с самого начала), никем не подписанная, но представляющая во всяком случае официальную точку зрения НФА "Айдгылара" и как-то удивительно напоминающая по жанру политический донос или "сигнал", своевременно направленный в заинтересованное ведомство: "Экстремистские элементы, используя великие завоевания перестройки, гласности и демократии в своих антинародных, эгоистических целях, пытаются направить этот процесс в русло антисоветизма, сепаратизма, агрессивного национализма и шовинизма.
(Продолжение
»»)
|