Абхазия-1992: Посткоммунистическая вандея
Дата: 26/01/2006
Автор: Светлана Червонная
(««См.Начало)
э., в IV в. В Пицунде уже была греческая кафедра)". - Станислав Лакоба. Очерки политической истории Абхазии. Сухуми: 1990. С. 5. 35. Станислав Лакоба. "Очерки политической истории Абхазии". Сухуми. 1990. С. 4-5. 36. Народы мира. Историко-этнографический справочник. М.: 1988. С. 35. 37. Робкую попытку открыть мечеть для верующих мусульман в Сухуми - на средства и по инициативе "соотечественников" из Турции - лидеры абхазского национального движения предприняли лишь незадолго до начала войны. Горисполком не успел реализовать это начинание. 38. Особенно любовно идея "абхазского язычества" культивируется в кругах национальной творческой интеллигенции. К примеру, мифологемы в творчестве художника Тариэля Ампара, основанные на древних пластах абхазо-адыгского фольклора, органично соответствуют его субъективным представлениям и рассуждениям о "язычестве в абхазской крови и народной памяти". Во всем этом, однако, проявляется не столько подлинный национальный массовый менталитет, сколько определенный интеллектуальный поиск, творческая концепция, романтическая установка на раскрытие "языческой цуши" народа. Всерьез вести речь о каких-либо языческих чертах современной абхаз:кой этнической культуры (верованиях, обрядах, основах мировоззрения)столь же нелепо, как представлять абхазский народ носителем "исламского фундаментализма" или "христианского смирения". Все это ему чуждо. Разумеется, представление о древнем пантеоне божеств, в который входят и верховный бог Анцэа, и бог огня и молнии Афа, и божество кузни "золотой владыка" Шьашва, сохранились не только в мифологии, но в какой-то мере и в религиозном сознании абхазов (об этом свидетельствуют итоги полевых этнографических исследований 1991-1992 годов, обобщенные в докладе: М. М. Барциц. К образу бога - покровителя кузни Шьашвы в религиозных верованиях абхазов. - В кн.: К новым подходам в отечественной этнологии. Грозный: 1992. С. 55-56). Но ни о какой исключительной религиозности абхазов ни в мусульманском, ни в языческом направлении говорить не приходится. 39. Ст. Лакоба. Очерки политической истории Абхазии. Сухуми: 1990. С. 7. 40. Ю. Н. Воронов. Русская диаспора в Абхазии: история и современность. - В кн.: Россия и Восток: проблемы взаимодействия. Тезисы докладов к международной научно-практической конференции... М.: 1992. С. 12. 41. Зураб Ачба: "Пора понять, что Абхазия - это Россия". - День, 1992, № 48 (29 ноября - 5 декабря). С. 2. 42. См.: Абхазы. - Этнополис (Этнополитический вестник России), 1992, № 1. С. 123. 43. А. Авторханов. Империя Кремля. Минск - М.: 1991. С. 48. 44. Andreas Kappeler. Russland als Vielvoelkerreich. Entstehung. Geschichte. Zerfall. Muenchen: 1993. S. 146, 149, 153, 354. 45. Цит. по кн.: Станислав Лакоба. Очерки политической истории Абхазии. Сухуми: 1990. С. 39, 42. 46. Там же. С. 23. 46а. На любопытное обстоятельство в этой связи обратил наше внимание 3. Кикодзе, отметив: "...Абхазская культура, или если угодно, абхазская цивилизация, в Средневековье представлена лишь грузинскими памятниками культовой архитектуры, которые в истории грузинского искусства выделены под названием Абхазской школы <...> ... Грузинским является не только алфавит, но и язык эпиграфических и прочих памятников письменности. Во времени и пространстве фиксированы как бы только грузины в Абхазии. В то же время в грузинских источниках много говорится об абхазах (народ, династия и т. д.). <...> Абхазская знать, аристократия и христианское духовенство владели и пользовались грузинским языком и письменностью..." (Из рецензии на рукопись настоящей книги). Внутреннее убеждение в единстве, общности судьбы абхазов и грузин, с давних времен живущих рядом на одной земле и считающих эту землю своей родиной, в невозможности даже в чисто умозрительном плане располосовать ее по этническому признаку, а тем более "отдать" одному из двух коренных народов и лишить другой народ права считать эту землю "своей", глубоко проиикло научное мышление, в сознание передовой демократически настроенной общественности Абхазии. "Два наших народа,- писал, выражая эту мысль, историк В. Сичинава, - совместно прошли длительный исторический путь. Начиная с глубокой древности, они живут бок о бок, разделяя горе и радость; судьбы их тесно переплетены. Этого нельзя забывать никому и никогда" (Виктор Сичинава. Судьба Абхазии с Грузией едина. - Демократическая Абхазия. 1992, 30 сентября. С. 2). "...Мы - грузины и абхазы - кровные братья, - говорится в обращении Госсовета Республики Грузия к "абхазским братьям и сестрам".
(Продолжение
»»)
|