Абхазия-1992: Посткоммунистическая вандея
Дата: 26/01/2006
Автор: Светлана Червонная
(««См.Начало)
Абхазии "Славянский дом" и связанным с ней структурам: "Русский куль-турный центр Абхазии, Землячество казаков Абхазии, Благотвори-тельный фонд им. Смецкого" (117). Игнорирование самого факта грузинской государственности, бес-церемонные требования к Верховному Совету России об открытии консульств, филиалов банков и прочих российских учреждений в Абхазии в обход грузинского руководства, выраженные в этом письме, отражают главную, исходную политическую установку "Славянского дома", определившуюся с самого начала его деятельности, - установку на отторжение Абхазии от Грузии. Пока можно было рассчитывать на силовые структуры СССР, мыслилась реали-зация этой установки в рамках единого Советского Союза, спаян-ного коммунистической идеологией. При этом допускались и постепенно уточнялись разные варианты: или Абхазия "выйдет" из Грузии и "войдет" в состав РСФСР, как российская автономия, или подпишет союзный договор, как равная с Грузией и Россией, суверенная "Советская социалистическая республика". Крах СССР не выбил почву из-под ног политических лидеров "Славянского до-ма". Цель осталась прежней, изменились расчетные ориентиры: появилась надежда опереться на русские "торгово-промышленные" слои и коммерческие структуры, насаждаемые в Абхазии в режиме максимального благоприятствования, льгот и дотаций из россий-ского бюджета, на военизированное казачество Юга России, на те политические силы в Верховном Совете Российской Федерации, которые обеспокоены "деструктивными" тенденциями развала державы и заинтересованы в "российско-кавказской интеграции" (118). В отличие от различных "обществ русской культуры", формиру-ющихся во многих республиках для удовлетворения культурных запросов русской диаспоры, оказавшейся за пределами российского государства в иноэтнической среде, в том числе для выявлении особого спектра русских интересов по отношению к "титулярной" нации данной республики, "Славянский дом" в Абхазии с самого начала выполнял иную функцию - не потенциального оппонента Абхазского Народного Форума "Айдгылара", а его "старшего брата" и руководителя. Иторик по образованию, В.А. Логинов возглавил всю сосредоточенную в "Славянском доме" работу по идеологическому обеспечению готовящейся провокации - объявления абхазской "независимости" и последующей войны. Это именно здесь, в "Славянском доме", занявшем к весне 1992 года в буквальном смысле слова командные высоты в здании Верховного Совета Абхазии, решали, что следует и чего не следует печатать в абхазских газетах (119), определяли, что хорошо - что плохо для абхазского народа (естественно, плохо было оставаться в составе демократической Грузии, а хорошо - стремиться к "выходу" из Грузии, к объединению с Россией - только не с новой Россией Ельцина и победивших демократов (о своем намерении "повесить Ельцина на одном суку с Шеварднадзе"руководители "Славянского дома" говорили весьма откровенно), а с той Россией, "могучей и великой", советской и социалистической, которую надо возродить и отстоять от таких ее "заклятых" врагов, как США и Турция (120). "Славянский дом" даже для видимости не пытался ограничить круг своей деятельности "славянской" проблематикой. Он превращался в идеологизированную политическую организацию, претендующую на руководство всеми национальными движениями в важнейшем для него направлении - реставрации прежнего советского, коммунистического режима. Делам военным (формированию вооруженных сил казачества, закупке оружия и т.п.) в стенах "Славянского дома" уделялось самое первостепенное внимание. Здесь разрабатывались уставы "землячеств", похожие на воинские уставы, и проводились съезды и сборы, похожие на военные смотры. Так, под эгидой "Славянского дома" 14 июня 1992 года - за два месяца до начала войны - был проведен "сход ("круг") казаков Абхазии", образовано военизированное формирование, официально именуемое "землячество", избран его атаман - В.И. Шмалий. Характерно, что по Уставу, разработкой которого занимались в "Славянском доме", членами этого землячества могут быть только достигшие 18 лет юноши (возраст призыва на военную службу), обязательно "крещеные православные" (своеобразный ценз для отсева ненадежных "инородческих" элементов). К началу августовских событий это "землячество" могло выставить "300 сабель" (121). Не ограничиваясь подготовкой собственного казачьего войска, лидеры "Славянского дома" стремились установить прямые связи с формирующимися к 1992 году мощными группировками донских и кубанских казаков. О том, что представляла собой Кубанская казачья рада, формирующаяся как потенциальный военный партнер абхазского "Славянского дома", выпестованная бывшим председателем Краснодарского крайсовета Н. Кондратенко, красноречиво свидетельствуют данные социологического исследования, проведенного в августе 1992 г. по заданию Верховного Совета России службой "Мониторинг" Согласно ее оценкам, около 1 миллиона кубанцев считали себя казаками; за частную собственность на землю высказались менее 40% кубанских казаков (по России, в целом, к тому времени - 82% граждан), почти каждый десятый казак заявил, что "является приверженцем коммунистической идеологии"; самым популярным российским политиком оказался для них А.В.
(Продолжение
»»)
|