Абхазия-1992: Посткоммунистическая вандея
Дата: 26/01/2006
Автор: Светлана Червонная
(««См.Начало)
Абхазы не являются в этом отношении исключением, и было бы по крайней мере нелепо упрекать абхазское руководство в том, что оно ищет контактов с соотечественниками за рубежом, стремится привлечь их в Абхазию, рассчитывает на них в своих планах. (Особенно естественным представляется это в историческом контексте: если вспомнить, что абхазское махаджирство в прошлом веке носило героико-драматический характер, что массовый уход в изгнание, на чужбину, был вызван репрессиями царского правительства против повстанцев 1866, 1877 годов, наложением на народ в 1880 г. чудовищного бремени "виновности" (155). Весь вопрос в том, на каких именно "соотечественников", на ка-кие круги и политические силы за рубежом ориентируются Ардзинба и его окружение (156). Анализ ряда документов позволяет сделать вывод, что поиски абхазской диаспоры за рубежом ведут руководство Абхазии по весьма скользкому пути (впрочем, здесь еще остается вопрос, кто кого ищет и находит, кто и по каким каналам налаживает эти связи). Значительный слой абхазского (по этническому происхождению) населения Турции и других стран Ближнего Востока, в частности предпринимательские круги, мусульманское духовенство, люди сравнительно благополучного социального статуса, гражданской лояльности по отношению к собственным государствам, высокого уровня образованности и т.п. не попадают, как правило, в поле зрения активистов современной Абхазии и в сферу их патриотических чувств солидарности с "соотечественниками". Зато "братьями-соотечественниками" оказываются террористические элементы, воспитанные и вскормленные определенными прокоммунистическими режимами арабского мира, а часто напрямую связанные со старой советской разведкой. Наиболее налажены связи Сухуми с такого рода элементами абхазской диаспоры в столице Сирии Дамаске. В газете "Айдгылара", начиная с 1989 года, из номера в номер публиковались разного рода письма, телеграммы, резолюции со браний "соотечественников", чаще всего из Дамаска. Содержание и даже сама литературная стилистика этих документов могла бы озадачить любого несведущего в зарубежных связях КПСС читателя. Казалось, эти послания составлены и отредактированы в каком-нибудь обкоме или райкоме КПСС, которого еще даже близко не коснулся дух перестройки. В 1989 году, когда все передовое об щественное мнение уже критически воспринимало многие штампы коммунистической пропаганды, на страницих "Айдгылара" в по слании соотечественников из Турции, адресованном в Верховные Советы СССР и Грузинской ССР (и адреса-то "инстанций" знали отлично, будто в абхазских органах Советской власти всю жизнь сотрудничали!), можно было прочитать такое: "Мы, представители абхазской национальности, ваши соотечест венники, проживающие в Турции, глубоко обеспокоены кровавыми событиями, происходящими в Абхазской АССР вследствие антиконституционных действий экстремистски настроенных неформальных объединений Грузии, направленных на упразднение Абхазской государственности и национального самоопределения. Мы сильно озабочены судьбой наших братьев в Советской Абхазии и выражаем протест против провокационных действий экстремистских элементов грузинской национальности в столице автономной республики и других районах Абхазии. Мы полностью солидарны с требованиями абхазского народа и полностью убеждены в том, что политика перестройки не обойдет наш народ стороной и Верховный Совет СССР и ГССР будут срочно предпринимать необходимые меры для стабилизации положения в Абхазии и удовлетворят законные права абхазского народа, борющегося за сохранение своей культуры и самобытности на исторической родине Абхазии. Да здравствует ленинская национальная политика! Да здравствует революционная политика перестройки! Да здравствует дружба народов СССР! Да здравствует и процветает абхазский народ в единой семье народов СССР! 04.08.1989." Возможно, это даже не было мистификацией, задуманной и реализованной в Верховном Совете Абхазии или в редакции газеты "Айдгылара". В реальность зарубежных адресатов заставляют поверить, в частности, "телеграммы из Дамаска", опубликованные в "Айдгыларе" (N 2) в апреле 1990 года: "МОСКВА, КРЕМЛЬ Господину Михаилу Сергеевичу Горбачеву. От имени собравшихся в Советском культурном центре в Дамаске в связи с традиционно отмечаемым нами Днем установления Советской власти в Абхазии, мы, представители горских народов Кавказа в Сирии, шлем Вам наилучшие пожелания ... Понимая сложность задач, лежащих на ваших плечах, мы уверены что вопросу Абхазии Вы уделяете и будете уделять пристальное внимание, и тем самым не позволите горстке ослепленных национализмом экстремистов из Грузии разрушить те исторические отношения, сложившиеся между народом Грузии и народами Северного и Северо-Западного Кавказа. В то же время мы надеемся, что в этот исторический момент Советский Союз обратит свое внимание на положение всех черкесских народов Кавказа, громадная часть которых была выселена за рубеж в результате колониальной политики царизма и султанской империи, и удовлетворит пожелания многих из нас вернуться на Родину в соответствии с Международными конвенциями и Декларацией прав человека.
(Продолжение
»»)
|