Абхазия-1992: Посткоммунистическая вандея
Дата: 26/01/2006
Автор: Светлана Червонная
(««См.Начало)
партией и силами "социалистического правопо-«дка", внутри Абхазской ССР в общий "интерфронт", развернутый против грузинского "антисоветизма". Второй - это консолида- 1Я горских народов Кавказа против "мини-империи" Закавказья, прежде всего против Грузии. Если первый сценарий по замыслу его "разработчиков" развился несколько замедленно, но в целом удачно (общество русской Нультуры "Славянский дом" формально было зарегистрировано только в апреле 1991 года, но уже с осени 1989 года его будущие вожди - Юрий Воронов, Виктор Логинов и др. - весьма решительно действовали по пресечению всех грузинских устремлений к независимости; при этом "большой брат" с самого начала взял на себя роль идейного руководителя и абхазского, и других "национальных движений", и как с удовлетворением подчеркивал Ю.Н. Воронов, "после июльских событий (1989 года)" наметилось сближение части русской диаспоры с другими национальными группами Абхазии на платформе верности Союзу ССР, и на референдуме 17 марта 1991 г. "русские вместе с абхазами, армянами, греками, евреями, многими грузинами и представителями других общин проголосовали за сохранение Абхазией общего политического, экономического и культурного пространства с Россией... "(94), то в развитии второго сценария (консолидации горских народов) произошли некоторые, возможно, и не предвиденные его авторами повороты, напоминающие известную историю о джинне, выпущенном из бутылки. Дело в том, что Конфедерация горских народов Кавказа (или первоначально - Ассамблея) оказалась неуправляемой силой с таким огромным внутренним зарядом свободолюбия, нежелания горцев жить ни в Российской, ни в общесоюзной империи, что требовались поистине акробатические трюки и демагогия на уровне высшего пилотажа, чтобы направить эту силу только против демократической Грузии (выбросив красными тряпками перед разъяренным быком напоминания и о враждебности христианской Грузии мусульманам, и о замашках "мини-империи", и прочий вздор). Именно к таким политическим троюкам прибегал, к примеру, Сергей Шамба, заявляя: "Абхазия - за суверенную федерацию горских народов в составе СССР!" (95). Ни СССР, слишком памятный многим народам Кавказа ужасами сталинских депортаций, ни коммунистическая идеология, ни "социализм с человеческим лицом" никак не входили в круг фундаментальных ценностей, на которые ориентировалась^онфедерация горских народов Кавказа, но поскольку наряду с проявлениями исламского фундаментализма, с яростными всплесками антирусских (антироссийских, антиславянских), антисемитских настроений в выступлениях ее лидеров явно и часто бушевали и антидемократические (в широком политическом плане), и антигрузинские (в конкретном национальном аспекте) страсти, - а именно это и было нужно тем, кто у колыбели Конфедерации горских народов стоял, созывая ее первый съезд в августе 1989 года в Сухуми, - ее бережно пестовали и охраняли, как игрушку, конечно, опасную (могла взорваться прямо в руках), но полезную, если метнуть ее точно по адресу, прежде всего против мятежной Грузии, которую так и не удалось подавить 9 апреля. Позднее, когда независимая демократическая Грузия станет "Грузией Шеварднадзе", а независимая демократическая Россия станет "Россией Ельцина", у Конфедерации горских народов Кавказа с ее бурной энергией и стремительной готовностью к любым актам политического бандитизма, терроризма, военной жестокости, появятся еще более конкретные цели, с которыми конфедераты готовы сражаться по законам "священной войны", "кровной мести" и средневековой дикости. Но пока все это было еще неясно, еще впереди, - 25 августа 1989 года Сухуми, с санкции местных партийных и советских властей, при полном их гостеприимстве и особенном оживлении активистов Народного Форума Абхазии "Айдгылара", открылся 1-й съезд представителей горских народностей Кавказа. Первоначально прибыли делегации абазин, адыгейцев, кабардинцев, черкесов, а также чеченцев и ингушей, то есть двух кавказских этнических общностей - адыгской и вайнахской; ни осетины, ни тюркские народы кавказского региона в I съезде участия не принимали. Однако съезд был назван собранием "национально-демократических движений и партий Северного Кавказа, Абхазии и Дагестана" и принял решение о создании Ассамблеи горских народов Кавказа (АГНК). Ассамблея избрала Координационный Совет, председателем которого стал кабардинец Муса (Юрий) Шанибов из Нальчика (52-летний доцент Кабардино-Балкарского университета, кандидат философских наук). Свой целью Ассамблея провозгласила восстановление Горской республики со столицей в Сухуми и возрождение общности горских народов Кавказа, которую Шанибов даже назвал "кавказским этносом". "Речь идет о восстановлении и развитии кавказского этноса, - писал он в 1-м номере газеты АГНК "Кавказ". - Горские народы, вышедшие из одной колыбели Прото-кавказа, должны прежде всего возродить свое духовное, культурное единство. <...> не последнее место здесь занимает религия как объединяющая сила."
(Продолжение
»»)
|